Руководство по настройке автомобилей в Assetto Corsa Competizione

Автор оригинала: Aristotelis Vasilakos

Как пользоваться

Определите, какая проблема мучает вашу машину, и в каком режиме она проявляется.
Определите, насколько сильно требуется изменить поведение машины в конкретном режиме.
Если сильно, начните с начала списка инструкций по соответствующему режиму.
  • Начните с первого пункта. Внесите соответствующее изменение в настройки машины и проедьте 3 круга.
  • Если проблема устранена не полностью, снова подумайте, сильно ли требуется изменить поведение машины. Если сильно, повторите текущий пункт. Если нет, то перейдите к следующему пункту списка. Если нужно совсем небольшое изменение, перейдите к концу списка.
Если требуется небольшое изменение в поведении машины, то начните с конца списка.
  • Начните с последнего пункта. Внесите соответствующее изменение в настройку машины и проедьте 3 круга.
  • Если проблема устранена не полностью, повторите пункт или перейдите к предпоследнему. Учтите, что чем выше по списку вы идете, тем сильнее изменения будут отражаться на поведении машины.

Важные моменты

  • Давление в шинах - важнейшая настройка. Сперва проверьте давление, потом приступайте к изменению других настроек автомобиля. По мере изменения других настроек не забывайте проверять давление, т.к. другие настройки опосредованно могут на него влиять.
  • Перед тем как приступать к глубокой настройке машины, убедитесь, что можете проехать 10 кругов в стабильном темпе. Если изначально вы не можете выдержать стабильный темп, но уже приступили к настройке, последующие повышение стабильности и улучшение времени круга могут быть обусловлены “вкатом”, а не удачной настройкой машины; ошибочные выводы касательно последних настроек (которые якобы улучшили общую картину) осложнят дальнейшую работу.
  • Добившись оптимального поведения машины в конкретном повороте, вы можете ухудшить ее поведение на других участках трассы. Настройка - компромисс.

Давление в шинах

Давление в шине - переменная величина, зависящая от температуры шины. В свою очередь температура шины зависит от:
  • температуры воздуха;
  • температуры дорожного полотна;
  • объема воздуха, поступающего на обдув тормозных дисков (т.е. от настроек воздуховодов обдува тормозов);
  • агрессивности пилотажа.

Давление в шинах, настраиваемое в разделе настроек “Шины”, - давление в непрогретых шинах, которое будет меняться в течение заезда в соответствии с вышеперечисленными факторами. В жаркую погоду изначальное давление следует снизить, а в холодную - увеличить.

Определить корректность давления в каждой из четырех шин можно при помощи виджета шин и тормозов пользовательского интерфейса, где каждая шина символизируется тремя столбцами:
  • если все три столбца одинаковой высоты, давление в соответствующей шине находится в диапазоне оптимальных значений;
  • если центральный столбец выше двух соседних, давление избыточное;
  • если центральный столбец ниже двух соседних, давление недостаточное.

На момент версии игры 1.9.2 границы диапазона оптимального давления следующие:
Шины Передние Задние
Мин psi Макс psi Мин psi Макс psi
Сухие (GT3, GTC) 26 27 26 27
Сухие (GT4, TCX) 25.5 26.5 25.5 26.5
Дождевые 29,5 30,5 29,5 30,5

Тормоза

Износ колодок и тормозных дисков зависит от выбранных колодок, температуры, пилотажа, баланса тормозного усилия и степени задействования АБС. Износ колодок и тормозных дисков по итогам гоночной сессии можно посмотреть в разделе настроек “Шины” в колонках “Последние показания” или в разделе “Топливо и стратегия”.

Критический износ тормозных колодок (когда осталось менее 10 мм их толщины) показывается в виджете шин и тормозов пользовательского интерфейса и символизируется красной точкой в центре индикатора температуры тормозного диска.

Доступные комплекты тормозов:

  1. Наивысший коэффициент трения, быстрейший износ тормозных дисков и колодок. При работе вне оптимального диапазона температур и по мере износа теряют в линейности и предсказуемости больше других комплектов, их относительно непросто дозировать. Рекомендуются для квалификационных заездов и гонок продолжительностью не более 3 часов.
  2. Средние коэффициент трения и износ. При работе вне оптимального диапазона температур и по мере износа теряют в линейности и предсказуемости значительно меньше 1-го комплекта, довольно легко дозируются. Рекомендуются для заездов продолжительностью до 12 часов, при должных навыках могут прослужить и 24 часа. Могут также быть использованы в квалификационных заездах, компенсируя несколько меньшую эффективность торможения линейностью и предсказуемостью.
  3. Наименьшие коэффициент трения и износ. Линейны и предсказуемы, прекрасно дозируются. В отличие от других комплектов, сохраняют линейность и предсказуемость при температуре ниже оптимальной, что делает их отличным выбором для дождевых гонок или просто очень длинных гонок. Из-за меньшего коэффициента трения будет иметь смысл прикрыть воздуховоды обдува тормозов.
  4. Идентичны 1-му комплекту, но обладают ускоренным износом: введены в игру для демонстрации износа тормозов. Применение в гонках нецелесообразно.

Недостаточная поворачиваемость

На входе в скоростной поворот

Выставить такое давление в шинах, чтобы после прогрева оно укладывалось в диапазон оптимальных значений.
Делать не более одного изменения за раз.
Настройки в порядке уменьшения влияния на поведение машины:
  • Уменьшить дорожный просвет спереди на 1 мм.
  • Уменьшить заднее антикрыло на 1 пункт.
  • Увеличить задний дорожный просвет на 2 мм.
  • Увеличить свободный ход передней подвески до упора в ограничители на 1 пункт.
  • Уменьшить жесткость ограничителей хода передней подвески на 1 пункт.
  • Уменьшить баланс тормозов (сместить в сторону задней оси).
  • Уменьшить преднатяг дифференциала.
Общее:
  • Увеличить отрицательный развал спереди.
  • Уменьшить отрицательный развал сзади.
  • Уменьшить положительное схождение сзади.

В апексе скоростного поворота

Выставить такое давление в шинах, чтобы после прогрева оно укладывалось в диапазон оптимальных значений.
Делать не более одного изменение за раз.
Настройки в порядке уменьшения влияния на поведение машины:
  • Уменьшить дорожный просвет спереди на 1 мм.
  • Уменьшить заднее антикрыло на 1 пункт.
  • Увеличить задний дорожный просвет на 2 мм.
  • Увеличить свободный ход передней подвески до упора в ограничители на 1 пункт.
  • Уменьшить жесткость ограничителей хода передней подвески на 1 пункт.
  • Уменьшить преднатяг дифференциала.
Общее:
  • Увеличить отрицательный развал спереди.
  • Уменьшить отрицательный развал сзади.
  • Уменьшить положительное схождение сзади.

На выходе из скоростного поворота

Выставить такое давление в шинах, чтобы после прогрева оно укладывалось в диапазон оптимальных значений.
Делать не более одного изменение за раз.
Настройки в порядке уменьшения влияния на поведение машины:
  • Уменьшить дорожный просвет спереди на 1 мм.
  • Уменьшить заднее антикрыло на 1 пункт.
  • Увеличить задний дорожный просвет на 2 мм.
  • Уменьшить свободный ход задней подвески до упора в ограничители до 15 и уменьшать по 1 пункту до достижения желаемого результата (старайтесь держать жесткость ограничителей хода задней подвески как можно ниже).
  • Увеличить свободный ход передней подвески до упора в ограничители на 1 пункт.
  • Уменьшить жесткость ограничителей хода передней подвески на 1 пункт.
  • Уменьшить ПБС.
  • Уменьшить преднатяг дифференциала.
Общее:
  • Увеличить отрицательный развал спереди.
  • Уменьшить отрицательный развал сзади.
  • Уменьшить положительное схождение сзади.

На входе в медленный поворот

Выставить такое давление в шинах, чтобы после прогрева оно укладывалось в диапазон оптимальных значений.
Делать не более одного изменение за раз.
Настройки в порядке уменьшения влияния на поведение машины:
  • Уменьшить баланс тормозов (сместить в сторону задней оси).
  • Увеличить свободный ход передней подвески до упора в ограничители на 1 пункт.
  • Уменьшить жесткость ограничителей хода передней подвески на 1 пункт.
  • Уменьшить жесткость передних пружин на 1 пункт.
  • Уменьшить жесткость переднего стабилизатора на 1 пункт.
  • Уменьшить дорожный просвет спереди на 1 мм.
  • Увеличить задний дорожный просвет на 2 мм.
  • Уменьшить преднатяг дифференциала.
Общее:
  • Увеличить отрицательный развал спереди.
  • Уменьшить отрицательный развал сзади.
  • Уменьшить положительное схождение сзади.

В апексе медленного поворота

Выставить такое давление в шинах, чтобы после прогрева оно укладывалось в диапазон оптимальных значений.
Делать не более одного изменение за раз.
Настройки в порядке уменьшения влияния на поведение машины:
  • Увеличить свободный ход передней подвески до упора в ограничители на 1 пункт.
  • Уменьшить жесткость ограничителей хода передней подвески на 1 пункт.
  • Уменьшить жесткость передних пружин на 1 пункт.
  • Уменьшить жесткость переднего стабилизатора на 1 пункт.
  • Уменьшить дорожный просвет спереди на 1 мм.
  • Увеличить задний дорожный просвет на 2 мм.
  • Уменьшить преднатяг дифференциала.
Общее:
  • Увеличить отрицательный развал спереди.
  • Уменьшить отрицательный развал сзади.
  • Уменьшить положительное схождение сзади.

На выходе из медленного поворота

Выставить такое давление в шинах, чтобы после прогрева оно укладывалось в диапазон оптимальных значений.
Делать не более одного изменение за раз.
Настройки в порядке уменьшения влияния на поведение машины:
  • Увеличить свободный ход передней подвески до упора в ограничители на 1 пункт.
  • Уменьшить жесткость ограничителей хода передней подвески на 1 пункт.
  • Уменьшить ПБС.
  • Уменьшить жесткость передних пружин на 1 пункт.
  • Уменьшить жесткость переднего стабилизатора на 1 пункт.
  • Увеличить жесткость заднего стабилизатора на 1 пункт.
  • Уменьшить дорожный просвет спереди на 1 мм.
  • Увеличить задний дорожный просвет на 2 мм.
  • Увеличить преднатяг дифференциала.
Общее:
  • Увеличить отрицательный развал спереди.
  • Уменьшить отрицательный развал сзади.
  • Уменьшить положительное схождение сзади.

Избыточная поворачиваемость

На входе в скоростной поворот

Выставить такое давление в шинах, чтобы после прогрева оно укладывалось в диапазон оптимальных значений.
Делать не более одного изменение за раз.
Настройки в порядке уменьшения влияния на поведение машины:
  • Увеличить заднее антикрыло на 1 пункт.
  • Увеличить дорожный просвет спереди на 1 мм.
  • Уменьшить задний дорожный просвет на 2 мм.
  • Уменьшить свободный ход передней подвески до упора в ограничители на 1 пункт.
  • Увеличить жесткость ограничителей хода передней подвески на 1 пункт.
  • Увеличить баланс тормозов (сместить в сторону передней оси).
  • Увеличить преднатяг дифференциала.
Общее:
  • Уменьшить отрицательный развал спереди.
  • Увеличить отрицательный развал сзади.
  • Увеличить положительное схождение сзади.

В апексе скоростного поворота

Выставить такое давление в шинах, чтобы после прогрева оно укладывалось в диапазон оптимальных значений.
Делать не более одного изменение за раз.
Настройки в порядке уменьшения влияния на поведение машины:
  • Увеличить заднее антикрыло на 1 пункт.
  • Увеличить дорожный просвет спереди на 1 мм.
  • Уменьшить задний дорожный просвет на 2 мм.
  • Уменьшить свободный ход передней подвески до упора в ограничители на 1 пункт.
  • Увеличить жесткость ограничителей хода передней подвески на 1 пункт.
  • Увеличить преднатяг дифференциала.
Общее:
  • Уменьшить отрицательный развал спереди.
  • Увеличить отрицательный развал сзади.
  • Увеличить положительное схождение сзади.

На выходе из скоростного поворота

Выставить такое давление в шинах, чтобы после прогрева оно укладывалось в диапазон оптимальных значений.
Делать не более одного изменение за раз.
Настройки в порядке уменьшения влияния на поведение машины:
  • Увеличить заднее антикрыло на 1 пункт.
  • Уменьшить задний дорожный просвет на 2 мм.
  • Увеличить дорожный просвет спереди на 1 мм.
  • Уменьшить свободный ход передней подвески до упора в ограничители на 1 пункт.
  • Увеличить жесткость ограничителей хода передней подвески на 1 пункт.
Общее:
  • Уменьшить отрицательный развал спереди.
  • Увеличить положительное схождение сзади.

На входе в медленный поворот

Выставить такое давление в шинах, чтобы после прогрева оно укладывалось в диапазон оптимальных значений.
Делать не более одного изменение за раз.
Настройки в порядке уменьшения влияния на поведение машины:
  • Увеличить баланс тормозов (сместить в сторону передней оси).
  • Уменьшить свободный ход передней подвески до упора в ограничители на 1 пункт.
  • Увеличить жесткость ограничителей хода передней подвески на 1 пункт.
  • Увеличить жесткость передних пружин на 1 пункт.
  • Уменьшить задний дорожный просвет на 2 мм.
  • Увеличить жесткость переднего стабилизатора на 1 пункт.
  • Увеличить дорожный просвет спереди на 1 мм.
  • Увеличить преднатяг дифференциала.
Общее:
  • Уменьшить отрицательный развал спереди.
  • Увеличить отрицательный развал сзади.
  • Увеличить положительное схождение сзади.

В апексе медленного поворота

Выставить такое давление в шинах, чтобы после прогрева оно укладывалось в диапазон оптимальных значений.
Делать не более одного изменение за раз.
Настройки в порядке уменьшения влияния на поведение машины:
  • Увеличить жесткость передних пружин на 1 пункт.
  • Уменьшить задний дорожный просвет на 2 мм.
  • Увеличить жесткость переднего стабилизатора на 1 пункт.
  • Увеличить дорожный просвет спереди на 1 мм.
  • Уменьшить свободный ход передней подвески до упора в ограничители на 1 пункт.
  • Увеличить жесткость ограничителей хода передней подвески на 1 пункт.
  • Увеличить преднатяг дифференциала.
Общее:
  • Уменьшить отрицательный развал спереди.
  • Увеличить отрицательный развал сзади.
  • Увеличить положительное схождение сзади.

На выходе из медленного поворота

Выставить такое давление в шинах, чтобы после прогрева оно укладывалось в диапазон оптимальных значений.
Делать не более одного изменение за раз.
Настройки в порядке уменьшения влияния на поведение машины:
  • Увеличить ПБС.
  • Увеличить до максимума свободный ход задней подвески до упора в ограничители (чтобы гарантированно не садиться на них при ускорении).
  • Уменьшить задний дорожный просвет на 2 мм.
  • Увеличить жесткость передних пружин на 1 пункт.
  • Увеличить жесткость переднего стабилизатора на 1 пункт.
  • Увеличить дорожный просвет спереди на 1 мм.
  • Уменьшить свободный ход передней подвески до упора в ограничители на 1 пункт.
  • Увеличить жесткость ограничителей хода передней подвески на 1 пункт.
  • Увеличить преднатяг дифференциала.
Общее:
  • Уменьшить отрицательный развал спереди.
  • Увеличить положительное схождение сзади.

Нестабильность

Поведение машины сильно меняется от недостаточной поворачиваемости к избыточной (и наоборот) по мере отпускания (добавления) газа.

На высокой скорости

Выставить такое давление в шинах, чтобы после прогрева оно укладывалось в диапазон оптимальных значений.
Делать не более одного изменение за раз.
Настройки в порядке уменьшения влияния на поведение машины:
  • Увеличить жесткость передних и задних пружин на 1 пункт.
  • Уменьшить свободный ход передней подвески до упора в ограничители на 1 пункт.
  • Увеличить жесткость передних и задних амортизаторов на медленное сжатие и медленный отбой на 2 пункта.
  • Увеличить заднее антикрыло на 1 пункт.

На низкой скорости

Выставить такое давление в шинах, чтобы после прогрева оно укладывалось в диапазон оптимальных значений.
Делать не более одного изменение за раз.
Настройки в порядке уменьшения влияния на поведение машины:
  • Увеличить жесткость передних и задних пружин на 1 пункт.
  • Уменьшить жесткость передних и задних амортизаторов на медленное сжатие и медленный отбой на 1 пункт.
  • Уменьшить задний дорожный просвет на 2 мм.

Прыжки на поребриках/кочках

Выставить такое давление в шинах, чтобы после прогрева оно укладывалось в диапазон оптимальных значений.
Делать не более одного изменение за раз.
Настройки в порядке уменьшения влияния на поведение машины:
  • Увеличить свободный ход передней подвески до упора в ограничители на 2 пункта.
  • Уменьшить жесткость ограничителей хода передней подвески на 2 пункта.
  • Уменьшить жесткость переднего стабилизатора на 1 пункт.
  • Уменьшить жесткость заднего стабилизатора на 1 пункт.
  • Изменить жесткость амортизаторов на быстрое сжатие и быстрый отбой. В общем случае быстрый отбой должен быть жестче быстрого сжатия. Чем мягче пружины подвески, тем жестче может потребоваться быстрое сжатие и мягче - быстрый отбой. Слишком жесткое быстрое сжатие помешает пружине частично сжаться и отработать поребрик/кочку, слишком мягкое - позволит пружине сжаться полностью; в обоих случаях не поглощенная пружиной энергия толчка будет передана на кузов машины, отсюда и подскок. Слишком жесткий быстрый отбой не позволит пружине достаточно быстро распрямиться, из-за чего на серии кочек пружина может сжаться до конца. Слишком мягкий быстрый отбой, не погасив запасенную в сжатой пружине энергию, позволит ей распрямиться слишком быстро, из-за чего после преодоления кочки/поребрика машина некоторое время будет качаться вверх-вниз, пока колебания пружины не будут остановлены амортизатором на очередном цикле сжатия-разжатия.

Перегрев шин

Выставить такое давление в шинах, чтобы после прогрева оно укладывалось в диапазон оптимальных значений.
Делать не более одного изменение за раз.
Настройки в порядке уменьшения влияния на поведение машины:
  • Возможно, вы слишком агрессивно ведете машину;
  • Приоткрыть воздуховоды обдува тормозов (жар от тормозных дисков передается на шины);
  • Уменьшить отрицательный развал;
  • Уменьшить схождение по модулю;
  • Уменьшить жесткость “быстрых” характеристик амортизаторов на 2 пункта;
  • Уменьшить жесткость “медленных” характеристик амортизаторов на 2 пункта;
  • Увеличить АБС и ПБС.

Недогрев шин

Выставить такое давление в шинах, чтобы после прогрева оно укладывалось в диапазон оптимальных значений.
Делать не более одного изменение за раз.
Настройки в порядке уменьшения влияния на поведение машины:
  • Возможно, вы слишком медленно ведете машину;
  • Прикрыть воздуховоды обдува тормозов (жар от тормозных дисков передается на шины);
  • Увеличить отрицательный развал;
  • Увеличить схождение по модулю;
  • Увеличить жесткость “быстрых” характеристик амортизаторов на 2 пункта;
  • Увеличить жесткость “медленных” характеристик амортизаторов на 2 пункта;
  • Уменьшить АБС и ПБС.